Возврат некачественного автомобиля

download (3)Качество нового автомобиля это первое требование, которому он должен отвечать.Изготовитель обязан произвести, импортер — импортировать, а продавец –  продать товар надлежащего качества, т.е. товар отвечающий требованиям российских ГОСТов, условиям самого договора, в том числе тем, которые указаны в инструкции по эксплуатации.

Например, если в инструкции к автомобилю написано, что расход масла составляет до 0,5 литра на каждые 1 000 км, то больший расход будет недостатком. Если в инструкции написано, что автомобиль должен разгоняться за 5 секунд, то разгон за большее время будет недостатком. Наконец, если печка начала дуть холодный воздух вместо горячего, то и в этом случае в автомобиле выявлен недостаток. То есть, недостаток  — это любое видимое или ощущаемое нарушение в работе автомобиля, не имеет значения, какой именно дефект в работе систем автомобиля его вызывает, так как для потребителя недостатком является любая потеря потребительских свойства товара.

Если в  автомобиле выявлены недостатки, то у автовладельца появляется ряд правомочий

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении в любом товаре недостатка потребитель по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же или другой марки;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара, к которому относится автомобиль, потребитель вправе воспользоваться правом на его замену или возврат, только в течение пятнадцати дней с момента передачи, после истечения этого срока требования могут быть заявлены если:

  • выявленный недостаток является существенным;
  • нарушены установленные Законом сроки устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Замена автомобиля или возврат уплаченных за него денег

При наличии указанных выше оснований, в течение гарантийного срока автомобиль с недостатком может быть заменен на новый или возвращен с оплатой его стоимости.

Потребовать замену автомобиля или возмещения его стоимости возможно не только от продавца, но и от импортера, либо российского изготовителя (подробнее смотрите здесь). Сведения об импортере или изготовителе указаны в паспорте технического средства, сведения о продавце указаны в договоре купли — продажи. Правильно выбрать лицо, к которому будет предъявлено требование, очень важно с точки зрения обоснованности требований к конкретному ответчику, а также исполнимости судебного акта впоследствии.

Теперь более подробно рассмотрим основания, дающие право на замену автомобиля, либо возврат его стоимости. Согласно Закону РФ “О защите прав потребителей” право на возврат автомобиля продавцу возникает у автовладельца в нескольких случаях:

  1. Наличие существенного недостатка;
  2. Нарушение предусмотренных Законом сроков ремонта;
  3. Невозможность эксплуатации автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней;

1. Выявление существенного недостатка

Понятие существенного недостатка правовое и закреплено оно в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», к нему относится:

  • неустранимый недостаток;
  • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
  • недостаток, который выявляется неоднократно;
  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения;
  • другие подобные недостатки;

Существенными могут быть признаны совершенно разные недостатки. Почти всегда, требуется проведение автотехнической экспертизы, чтобы подтвердить, что тот или иной недостаток является существенным. Основная задача здесь, это правильно сформулировать вопросы перед экспертом.

Так, в одном из наших дел, у автовладельца при переключении передач на роботизированной коробке происходили рывки и дерганья автомобиля. Ответчик ссылался на то, что такие рывки это особенность данной коробки передач, никаких ошибок при диагностике не выявляется, в связи с чем, это  не является недостатком автомобиля.  Суд по нашему ходатайству назначил по делу автотехническую экспертизу, в результате ее проведения было установлено, что  рывки и дерганья автомобиля являются его недостатком, препятствующим нормальному использованию автомобиля, более того, поскольку данный недостаток не обнаруживает диагностическая система дилера, он является неустранимым и существенным.

Один из случаев существенного недостатка был указан выше – это вновь выявленный (после устранения по гарантии) один и тот же повышенный расход масла.

Примером неоднократно выявляемого недостатка могут быть разные не связанные между собой недостатки, например коррозия в разных частях кузова автомобиля.  Так, в споре против “У-сервис”, недостаток в виде коррозии, проявившейся сначала на багажнике, а потом на стойке ветрового стекла, суд посчитал недостатком, выявленным неоднократно, и признал подлежащим удовлетворению требование автовладельца о возврате уплаченных денег.

2. Нарушение срока устранения недостатка

На 46-й день потребитель получает безусловное право отказаться от дальнейшего проведения ремонта и потребовать замены автомобиля либо возврата его стоимости. При этом не имеет значения насколько существенен недостаток, с которым Вы обратились за гарантийным ремонтом.

Право на замену автомобиля или возврата его стоимости появляется и в том, случае, если после первого письменного обращения с жалобами на недостаток,  в проведении гарантийного ремонта необоснованно отказано. Важно, чтобы Ваше первое обращение было письменно зафиксировано. 

Невозможность эксплуатации автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней

Законом предусмотрено еще третье основание для возврата автомобиля — это невозможность использования автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения  различных недостатков.

Однако на практике данная норма не работает. Суды толкуют ее довольно специфически: невозможность эксплуатации автомобиля  течение 30 дней должна произойти в течение каждого гарантийного года, т.е., если гарантийный срок 3 года, то автомобиль должен был стоять в ремонте 30 дней в течение первого года, 30 дней второго и 30 дней третьего. Таким образом, если требование о возврате заявлено на первом году эксплуатации, и автомобиль уже находится 30 дней в ремонте, данный пункт не работает, поскольку второй и третий год эксплуатации еще не наступил (пример из практики).

Еще по теме

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *